Цели урока:
Пробудить интерес к предмету математике.
Развивать у детей познавательные способности, память,
внимание, эрудицию.
Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь,
сотрудничество.
Оборудование:
карточки с заданиями,
презентация.
геометрические фигуры.
эмблемы команд "Круг", "Квадрат",
«Треугольник»
магнитофон с аудиозаписями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в коридоре. Гости сидят в классе. Звенит
звонок на урок. (Слайд №1 )
Учитель: « Уважаемые пассажиры. Скорый поезд
подан под посадку. Просим пассажиров занять свои места»
Дети входят в класс с билетами. На билетах у каждого
ученика написано задание, которое они должны решить и записать ответ в
квадратике. Билеты они показывают начальнику вокзала (учителю). Учащиеся
садятся согласно билетам, тем самым разбились на команды.
На партах таблички с номером вагона.
Билет №5 - Сосчитать сколько треугольников на рисунке.
Билет №7 – задача в стихах.
Билет № 8 – Загадка про цифру 8
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь.
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
Учитель: « Уважаемые пассажиры! Встаньте,
пожалуйста. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
Сейчас мы определим маршрут нашего следования.(Слайд
№2)
От какой станции мы отправляемся? От станции
Ерофеевка.
Станция прибытия – «Занимайкино»
Тут затеи и задачи
Игры, шутки всё для вас.
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях.
Но поезд у нас необычный, порядок вагонов во время
поездки будет меняться. В конце поездки мы узнаем, какой же вагончик
прибудет на станцию «Занимайкино» первым. А для этого мы будем соревноваться.
Пассажиры каждого вагона – это команда.
- Нам осталось только выбрать название для каждой
команды. Оно должно быть геометрическим.
Команды, представьтесь.
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья,
Назовите вы меня!
Первая команда – «Круг»
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём – прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его - …..
Вторая команда – «Квадрат»
Три вершины, три угла,
Три сторонки вот и я!
Третья команда – « Треугольник»
Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения
нашего поезда. (Слайд №3)
На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по
правилу.
Вести себя спокойно.
Не выкрикивать.
Быть терпеливыми.
Не говорить всем сразу.
Каждому необходимо активно участвовать в работе
группы.
Работать дружно: быть внимательным друг к другу,
вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя
оказывать помощь, выполнять указания старшего.
Нужно уметь договариваться.
Нужно слушать и понимать друг друга.
Своевременно выполнять задание: следить за временем,
доводить начатое дело до конца.
Что это за правила?
Правила дружной работы.
Прочитайте слова , зашифрованные в ребусах и вы
узнаете, чем мы будем заниматься во время путешествия? (Слайд №4)
Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то
появляются слова.
Ви 3 на
Сви 100 к
Сказка
Решать
отгадывать
Смекать
А чем мы ещё будем заниматься, вы узнаете послушав
сказку, которую расскажет Дарина.
Слушайте внимательно.
Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого
полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король
решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить
жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь»,
а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба».
Однако в душе король
задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то
же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить
юношу. — Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?
— Но я ведь вам сказала, что это был очень умный
юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист...
— и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано
на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь
осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а
на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть
написано «жизнь».
Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша
был спасён!
— Как вы думаете, что помогло герою сказки
сохранить себе жизнь?( смекалка)
Итак, ребята, прочитаем хором, что мы сегодня будем
делать.
Смекать, отгадывать ,решать.
Гудок. Поезд отправляется в путь. Звучит музыка(
«Паровозик из Ромашкино»)
Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд №5)
На столе у каждой команды карточки.
Разгадайте высказывание величайшего греческого
математика Пифагора о числах.
Он считал, что числа очень важны для жизни
людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
Дети: Миром управляют числа.
Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы
сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить
вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии
по Стране занимательной математики.
Слайд Пифагор + фраза
Я вам предлагаю отгадать математический фокус. (Слайд
№:6)
Я могу отгадать задуманное вами число.
Задумайте число от 1 до 20
Прибавьте к нему 5
Результат умножьте на 3
От того, что получилось , отнимите 15 и запишите
ответ.
Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы
загадали.( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).
С помощью чего записываются числа? (с помощью цифр)
Возьмите карточку зелёного цвета.
Перед вами человечек из цифр.
Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось?
Впишите полученное число в окошечко.
Найти в тексте числа.
У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй
густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка.
8 чисел
Звучит мелодия.
Станция « Фольклорная» ( Слайд №7)
Творчество русского народа очень тесно связано с
математикой.
«Математические» пословицы и фразеологизмы
— Вместо пропусков вставьте числа. Назовите сумму этих
чисел.
У него … пятниц на неделе.
… раз отмерь, … раз отрежь.
За … зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
… сапога – пара.
… одного не ждут.
Возьмите карточки, прочитайте задание.
Покажите ответ на ромашке.
Следующее задание:
Из большого конверта достаньте пазлы. Соберите пазл.
Узнали иллюстрацию к произведению?
- Это русская народная сказка.
Назовите названия сказок, в которых есть числа.
3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12
месяцев», « волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», «
Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного
стручка».
Команда, которая назовёт сказку последней – выиграет.
Станция « Смекалкино» (Слайд №8)
Девизом этой станции слова являются слова
М.В.Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок
приводит».
Задачи - смекалки
Как в комнате расставить 5 стульев, чтобы у каждой из
четырёх стен стояло по 2 стула.
Следующее задание:
Каждой команде задаётся по 3 задачи.
1 команда:
Четверо играли в домино 2 часа. Сколько часов
играл каждый?(2 часа)
На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и
схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как
все улетели)
Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько
человек шло в Москву? (1 старуха)
2 команда:
1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит
на двух ногах? (3 кг)
2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке
по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)
3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5
грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина
– такси, остальные из села).
3 команда:
1.Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько
километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км)
2. Что легче: килограмм ваты или килограмм
железа? (одинаково)
3. Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало.
Сколько яиц осталось? ( Все разбились)
4. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На
каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки.
Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).
Станция «Здоровейск»(Слайд №9)
Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали,
Уже пора и отдохнуть.
Здесь мы отдохнём и расслабимся.
Танец .
Отдохнули. Отправляемся дальше.
Станция «Арифметическая» (Слайд №10)
« Арифметика- царица математики»- говорил немецкий
математик Карл Фридрих Гаусс.
Назовите арифметические действия, которые вы знаете.
Используя эти арифметические действия , выполните
следующее задание:
1 команда:
2222=8
2+2+2+2=8
2 команда:
2222=44
22+22=44
3 команда:
2222=111
222:2=111
9999=18
9*9:9+9=18
9999=82
9*9+9:9=82
Станция «Внимательная» (Слайд №11)
Прослушайте объявления
На этой станции команде начальник станции читает
задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет
задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
Сейчас вы получите кроссворд, где зашифрованы названия
геометрических фигур. За 3 минуты найдите на листах, как можно больше
геометрических фигур ( включается музыка).
к |
п |
я |
т |
и |
у |
г |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
б |
а |
с |
н |
р |
о |
м |
б |
я |
г |
д |
б |
а |
н |
о |
н |
ч |
и |
в |
е |
к |
в |
а |
д |
р |
а |
т |
д |
и |
о |
в |
а |
л |
н |
ф |
г |
б |
ю |
с |
у |
н |
ш |
а |
б |
м |
и |
к |
у |
с |
и |
ц |
и |
л |
и |
н |
д |
р |
с |
в |
ь |
т |
р |
е |
у |
г |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
т |
к |
р |
у |
г |
б |
ю |
в |
а |
д |
щ |
х |
л |
д |
и |
м |
о |
л |
д |
с |
ь |
р |
о |
м |
б |
ю |
п |
м |
э |
о |
к |
у |
б |
ш |
а |
д |
р |
б |
ю |
п |
е |
ш |
х |
п |
р |
я |
м |
о |
у |
г |
о |
л |
ь |
н |
и |
к |
т |
и |
с |
п |
ь |
т |
р |
а |
п |
е |
ц |
и |
я |
з |
Как одним словом , можно назвать эти слова? (
геометрические фигуры)
Следующая станция « Геометрическая» (Слайд №12)
Девиз: Нужно не только фигуры знать,
Но и в узоры их собирать.
А.С.Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не
меньше, чем в поэзии».
Задание для команд: используя, как можно больше разных
геометрических фигур, создайте аппликацию и наклейте на лист.
Ребята, а вы знаете, что треугольник фигура
завистливая. Он постоянно завидует своему старщему брату – квадрату. Сейчас
дети покажут сценку про них.
А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина
«Треугольник и квадрат».
Сценка.
1уч:
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
3уч: «Почему ты злишься, брат?»
1уч: Тот кричит ему:
2уч:
«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
1уч: Но Квадрат ответил:
3уч:
«Брат!
Я же старше, я – квадрат».
1уч: И сказал ещё нежней:
3уч: «Неизвестно, кто нужней!»
1уч:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
2уч:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
1уч:
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Какая теперь получилась геометрическая фигура после
того, как у квадрата были срезаны все углы? ( восьмиугольник)
Спасибо вам, геометрические фигуры.
Станция « Музыкальная» (Слайд 13)
Пока жюри подводит итоги.
А сейчас мы отдохнём
И частушки попоём
Ребята приготовили нам номер худ.
самодеятельности.
Мы весёлые ребята вам частушки пропоём,
Мы в своей любимой школе замечательно живём.
Ваня целый день зевает,
Почему и сам не знает.
Математики урок
Не идёт Ванюше впрок.
Над тетрадкой Влад рыдает:
Как пример решить не знает.
Плачет баба, плачет дед,
Ну, не сходится ответ.
Я таблицу умноженья
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла.
Мы с соседом сообща
Контрольную решили.
За неё мы на двоих
Четвёрку получили.
Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.
7.Мы частушки вам пропели,
А теперь хотим сказать:
Если цифры полюбили
Всё пойдёт у вас на пять.
— Вот и подошло к концу наше путешествие (Слайд №15)
Мы прибыли на станцию «Занимайкино». Узнаем какой вагончик прибыл первым
Давайте посчитаем вместе баллы.
Первым на станцию «Занимайкино» прибыла команда …
вагона. Но победил каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал.
Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и
сообразительными. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных
заданий, вы стали ещё сообразительней, находчивее,
остроумнее.
Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие,
помашите мне билетиком.
В благодарность за работу вы получите открытки с
заданием, которые пригодятся для следующего
занятия.
Путешествие по городу продолжится на следующем
занятии.
Прошу пассажиров попрощаться и покинуть вагоны.
Всем спасибо за урок!